Масштаб личности

Большой хохмач Бугреев

История любого театра - это прежде всего судьбы. Среди корифеев железногорской оперетты особняком стоит имя Геннадия Бугреева. Год назад, в сентябре 2010 года, Геннадий Степанович ушел из жизни. Но в памяти современников и коллег по цеху он непременно жив. Талантливое воплощение комических персонажей завоевало ему всенародную славу и сумасшедшую популярность в Железногорске. Жаль, что подобный актерский масштаб пока в театральной труппе отсутствует. Комики, если они бесконечно преданны сцене, товар штучный.

Вера АЛЕКСЕЕВА, солистка театра «Мы выросли при его поддержке»

- Вот прошел год, как нет с нами нашего уважаемого коллеги, заслуженного артиста России Геннадия Степановича Бугреева. Время пролетело мгновенно. Но пока мы существуем, пока жива наша память, он остается с нами, он жив! В печальный день, годовщину его смерти, мы побывали на кладбище. Погода была изумительная - казалось, сама природа не согласилась погружаться в траур. Просто божья благодать! Его самые близкие люди - жена Наталья Александровна и сын Сергей Геннадьевич - постарались к этому дню завершить устройство могилы. Надгробье получилось светлым, совершенно лишенным трагизма. На камне выгравирован портрет Бугреева, причем родные нашли такой жизнеутверждающий снимок! Геннадий Степанович смотрел на нас с какой-то лукавинкой - дескать, проявлять соболезнование, а тем более плакать не стоит. 
Пришли все, кто с ним работал многие годы. Он был как мудрый наставник для нескольких поколений актеров, в том числе и для меня с моим супругом (заслуженный артист России Николай Алексеев, солист театра оперетты. - Авт.). Он ставил немало спектаклей, где нам с Колей доставались прекрасные роли. В жизни он был большой хохмач, но по достоинству оценить его оригинальное умение могли лишь сами актеры, настолько мастерски он изобретал сценические сюрпризы для своих партнеров.

Ирина ЧИКАНОВА, солистка театра «Импровизатор, каких поискать»

- Нас, нескольких молодых актеров, Геннадий Степанович взял под опеку. Подсказывал то, что в силу молодости мы еще постичь не умели, хотя и оканчивали консерватории. Бугреев был нашим проводником в большую театральную жизнь. На репетициях всего лишь одним словом мог настроить актера на роль, что удавалось далеко не всякому режиссеру. Он много занимался постановочной работой: как мастеру сцены, руководство театра поручало ему ввод новых актеров в спектакль, проведение репетиций после продолжительных перерывов, когда та или иная постановка долго не игралась. Мы с ним вместе часто работали на сцене в разных спектаклях. И это было удивительное время! Геннадий Степанович блистал юмором, шутил в ходе представления - много и неожиданно. Эти легкость и виртуозность необычайно раскрепощали нас, молодых. Мы еще были немножечко зажаты в рамках своей роли, а в дуэтах, мизансценах с ним получали необыкновенную артистическую свободу, пытались так же, как он, выстраивать рисунок роли непринужденно и легко. Он мгновенно приходил на помощь, если кто-то тушевался или забывал слова, превращал свершившийся, казалось бы, казус в обыкновенную житейскую ситуацию. Такому никакой вуз не научит, только богатейшая актерская практика. И в этом ему не было равных!

Кристина ШКИЛЬ, солистка театра «Актер редкого дарования»

- Мне довелось совсем немного поработать с Геннадием Степановичем. Но этого вполне хватило, чтобы понять, что это Мастер своего дела. Именно Мастер, и такое театральное звание без преувеличения необходимо писать с большой буквы, какой бы высокой ни казалась высказанная в его честь похвала. Однажды в спектакле «Фиалка Монмартра» начальство попросило меня сыграть совершенно несвойственную мне роль. Обычно я исполняла Нинон, а тут надо было перевоплотиться в Виолетту, легкомысленную простушку. Все говорили, что это мне не подходит, что образ субретки не мой и вряд ли работа будет успешной. Но с начальством ведь не поспоришь. Так вот именно Геннадий Степанович шлифовал со мной эту роль. Во время репетиций, когда мы готовили ту или иную сцену, он говорил очень лаконично, но был необычайно убедителен. И я все поняла. 
Убеждена, Бугреев - актер редкого дарования, и как здорово, что его талант по достоинству ценили зрители в течение нескольких десятилетий работы Геннадия Степановича в нашем театре. Разве не показатель, что в каком бы спектакле Бугреев ни появлялся на сцене, один или в паре со своей верной женой Натальей Александровной, тоже актрисой театра - всегда раздавались благодарные аплодисменты. Согласитесь, это дорого стоит! Он знал, что такое актерская слава, но никогда не зазнавался и не кичился своим негласным званием театрального корифея. 

Леонид БАЛАБАЙЧЕНКО, главный дирижер театра оперетты «Он работал без штампов»

- С Геннадием Степановичем судьба свела меня в 1979 году, как только я приехал в наш театр. Тогда ставился спектакль «Прекрасная Елена», и нам захотелось немного похулиганить. Бугреев играл роль царя Менелая, дряхлого старикашки. В каждый выход царя на сцену звучало небольшое вступление на восемь тактов. Но какой по характеру будет эта музыка - Геннадий Степанович не знал до последнего момента. Я каждый раз придумывал новую оркестровку. И Бугреев с первой же секунды улавливал музыкальный настрой, играл и вызывал бурю восторга и заслуженные аплодисменты зала. 
Каскадом остроумных импровизаций он заполнил хорошо запомнившийся мне спектакль «Во всем виноваты сардинки». Комедия по сути пустяковая, как бы сказали в театральном мире, проходная. Но как блестяще играл в ней Бугреев! Был потом еще один, без преувеличения скажу, шедевр, когда Геннадий Степанович как режиссер работал над популярной филатовской сказкой «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Роль царя в исполнении Бугреева получилась очень яркой, а основные сцены с его участием еще долго после премьеры входили в состав самых разных концертных программ и с огромным воодушевлением воспринимались зрителями. 
Одной из самых удачных его работ как режиссера была оперетта Фримля и Стотгарта «Роз-Мари». Тогда мы впервые, пожалуй, вместе с Геннадием Степановичем решились насытить опереточную классику джазовыми ритмам. И зритель с благодарностью принял нашу идею!

Лилия ГУСЕВА, помощник режиссера «Даже в жизни говорили «бугреевским» языком»

- Первое мое впечатление от Геннадия Бугреева - это его роль в спектакле «Ромео - мой сосед». Я приехала сюда работать в 1962 году из хабаровского театра оперетты и удивилась, увидев игру Геннадия Степановича: оказывается, и в сибирской глуши встречаются большие актеры. Геннадий Степанович рано перешел на характерные роли, уже в тридцать с небольшим стал использовать для своих персонажей старческий грим. И как блестяще ему удавался возраст! 
Что касается его работы как режиссера - мне очень нравилось наблюдать за репетиционным процессом, который он вел. Бугреев въедливо, дотошно отрабатывал каждую фразу, каждую реплику. Если кто-то подсказывал со стороны и это отвечало его концепции роли, принимал подсказку и шел дальше, но в большей мере он умел доказать свое виденье характера того или иного героя. И, как правило, с ним соглашались. У Геннадия Степановича была масса собственных придумок в разных спектаклях, и старая актерская плеяда незаметно стала говорить «бугреевским» языком - и не только в спектаклях, но и в жизни, настолько точными и неотразимыми по части юмора оказывались его пассажи.

Александр ЖЕТМЕКОВ